Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  Детский сад № 156

общеразвивающего вида

«Сказка»

 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического воспитания детей.

Вариативная часть ООП

 

 

Часть программы , формируемая участниками образовательных отношений

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана на основе приоритетного направления работы ДОУ: Художественно – эстетического развития детей.

Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ строится на принципе синтеза искусств.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Художественно – эстетическое развитие воспитанников основано на реализуемых программах в ДОУ:

  1.  «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М. А. Васильевой, Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. М.: Мозайка-Синтез 2010 г.
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, М. Мозаика – синтез, 2011г.
  3. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Под редакцией Т. С. Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной.  от 2005г.
  4. Парциальные  программы: 

o   «Приобщение детей  к  истокам Русской народной культуры» О.Л.Князева издательство Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005год;

o   Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет  «Цветные ладошки» И.А.Лыкова  Карапуз-дидактика\ творческий центр СФЕРА\ Москва, 2007\

o   «Цвет творчества»- интегрированная программа художественно – эстетического  развития дошкольников Дубровская Н.В. СПб.: Детство – пресс.: 2011 г.

 

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. В помещениях создана соответствующая предметная среда: картинная галерея. Зимний сад, экологическая тропаВ ДОУ регулярно проходят выставки совместного творчества , приуроченные к различным знаменательным датам. Функционирует студия изобразительного творчества. Интерьер коридоров украшен детскими работами.

 Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. . В группах имеются тематические альбомы по живописи, видам народного прикладного творчества. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

 

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники,
  • развлечения,
  • тематические музыкальные вечера,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок
  • занятия в библиотеке,

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплект:

  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
  • дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;
  • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.

Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Она осуществляется в нескольких направлениях:

  • повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся театральные пятницы, недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.
  • ежегодное проведение в ДОУ городских методических объединений для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах и областных научно-практических конференциях.
  • повышение квалификации на курсах.

                                          

 

Работа с родителями

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы.

Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, им М.М.Зощенко , городской школой искусств, Домом культуры «Маяк» и Домом детского творчества «Бембикс», другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций, дети ежегодно принимают участие в городских фестивалях детского творчества .

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.

В каждой возрастной группе проводится работа по ознакомлению с мировой художественной культурой.

Учебный план и нагрузка по приоритетному направлению

Вид деятельности

Нагрузка (в часах)

 

Возрастная группа

Часы в год

Ознакомление с искусством

2 мл.гр.

9

 

Сред.гр.

9

 

Ст.гр

9

 

Подг.гр

9

Полихудожественные занятия

2 мл.гр.

9

 

Сред.гр.

9

 

Старш.гр

18

 

Подг.гр

18

Рисование, лепка, аппликация (в совм д-ти)

2мл.гр

по 36

 

Сред.гр.

По 36

 

Ст.гр

по 36

 

Подг.гр

по 36

Литературные вечера

2 мл.гр.

9

 

Сред.гр.

9

 

Ст.гр

9

 

Подг.гр

9

Праздники

2 мл.гр.

4

 

Сред.гр.

4

 

Ст.гр

4

 

Подг.гр

5

Развлечения

2 мл.гр.

27

 

Сред.гр.

27

 

Ст.гр

27

 

Подг.гр

26

Театральные постановки

2 мл.гр.

15

 

Сред.гр.

15

 

Ст.гр

15

 

Подг.гр

15

Работа кружков

2 мл.гр.

36

 

Сред.гр.

36

 

Ст.гр

72

 

Подг.гр

72

Библиотечный пункт

 

36

Районные мероприятия

Ст, подг. Гр

9

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"