Тема: «Применение портфеля проект семинаров в работе школ повышения квалификации педагогов в ДОУ»
Цель: познакомить с одним из видов организации работы с педагогическим коллективом по внедрению новых федеральных законов в дошкольное образование, при осуществлении индивидуального подхода .
Задачи:
1. познакомить с новыми понятиями, определенными ФГТ и Фгос
2. Показать методы и формы работы с педагогическим коллективом
3. Дать сравнительный анализ инструментария ФГТ и ФГОС
4. Познакомить с новыми правовыми документами
5. Раскрыть систему работы
6. Показать психолого педагогическое сопровождение педагогов при внедрении новых форм работы
Оборудование
1. Интерактивная доска
2. Слайд презентации
3. Выставка детских и педагогических проектов
4. Карточки анализа мероприятия
Сегодня мы хотим вам рассказать об опыте нашей работы с пед. коллективом по внедрению федеральных государственных требований, но так, как с 01.01.2014 года вступил в силу приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», то мы считаем, наш опыт поможет спланировать работу с педагогическими кадрами по осуществлению данного приказа. Так же мы хотели бы познакомить вас с системой планирования.
Тема нашего методического объединения называется «Использование портфеля проект – семинаров в работе школ педагогического мастерства педагогов ДОУ. Актуальность данной темы заключается в то, что в связи с изменениями в мире, сознании людей, необходимо искать новые , активизирующие формы работы., Как показывают психологические исследования нестабильная политическая экономическая ситуация оказала сильное влияние на состояние, образ мышления современных людей, даже педагогов. Наиболее веские причины оказавшие такое влияние, это и резко изменяющихся условиях жизни, часто стрессовые ситуаций, постоянной большой информационной нагрузки, часто далеко не позитивного характера,. Наиболее ярко это влияние видно на молодых, начинающих педагогах. Уже невозможным работать одинаково и однотипно со всеми. Сейчас это уже не те люди, которые были 20 лет назад, сейчас это люди: имеющие свою точку зрения на любое событие, готовые скорее критически подходить к каждой проблеме, чаще всего не ждущие от других людей каких – то активных действий, настроенные на достижение успеха, порой самыми необычными способами, отдающие предпочтение материальным мотивам, а не духовным. С сильно развитым чувством частности, уникальности. Поэтому и приходится искать способы работы позволяющие подходить к каждому индивидуально, учитывать эти аспекты. Исходя из этого , на основании проведенного анализа состояния кадрового состава мы определили школы профессионального мастерства. В нашем ДОУ действует три школы:
1. Школа высшего педагогического мастерства
2. Школа совершенствования пед мастерства
3. Школа становления молодого педагога
В каждой из них проводилась соответствующая работа. Так по ФГТ в соответствии с уровнем квалификации, запросов, интересов мы проводили в каждой школе определенные консультации, семинары, открытые просмотры, мастер – классы, тематические показы, разработали слайд – презентации по предметной среде..
Для начала определим, что же обозначают понятия: портфель, проект – семинар. В первую очередь портфель - это набор различных мероприятий по одной проблеме . он скопил в себе все мероприятия по данной проблеме. Но портфель может состоять и из мероприятий одной направленности, или одной формы работы и т.д.
Семинар – форма учебно – практических занятий
Проект – семинар – вид коллективной творческой деятельности направлен на выработку авторских способов работы, позволяющих приблизить действительную ситуацию к желаемой. Когда мы продумали такую форму работы для своего коллектива, мы обратились в интернет и увидели, что эта форма работы используется с успехом другими организациями, чаще торгово - экономического направления.
Так в чем же специфика технологии проведения проектного семинара
Технология проведения проектного семинара представляет собой способ организации коллективной творческой деятельности, направленной на решение проблем в авторской постановке ее участников.
Это отличает данную технологию от всех видов учебных процедур, в которых главной целью является научить чему-либо, - тренингов, учебных семинаров, деловых игр и т.д. Обучающий эффект не основной для проектного семинара.
Позиция ведущего
Ведущий выступает, прежде всего, организатором коммуникаций между людьми, занимающими различные деятельностные позиции Что позволяет спорить, и искать компромиссы между группами людей. Основной закон такого общения: всякое утверждение верно, но…
Ведущий организует процесс коллективной работы над проблемой
Основной вопрос который ставится в проектном семинаре не «что» и «как» делается, а «зачем» делается и «как достичь» желаемого результата.
Базовая схема проектных шагов (смысловая, а не деятельностная сторона)
- Самоопределение (какое я имею отношение к этой проблеме?)
- Анализ ситуации (где я, куда я стремлюсь?)
- Постановка проблемы (как это сделать?)
- Поиск и выработка путей решения (ответ на предыдущий вопрос «как это сделать»)
- Определение ресурса (что у меня есть и что мне нужно еще, чтобы эту идею воплотить в жизнь?)
- Определение масштаба возможных изменений в результате реализации проекта
Реализуя все это, мы с педагогами, самостоятельно искали материал по волнующему нас вопросу, изучали требования ФГТ, ФГОС, методические рекомендации в своих школах проводили обсуждение, уточнение понятий. Пытались ответить на вопросы: Зачем внедрили ФГТ (ФГОС) , что это может повлечь за собой? Зачем нашему ДОУ работать по ФГТ (ФГОС) , Что это может повлечь за собой? Какие трудности мы можем испытать? Как их преодолеть? В нашем ДОУ была создана творческая группа, которая ставила основные задачи, намечала проблемы, особенно волнующие места в документах. Проводили анкетирование педагогов.
А на проект –семинарах уже шли по проектным шагам, осознавая свою значимость в той работе , которую предлагает ФГТ, ФГОС.
При самоопределении педагоги разделились на три группы,
1. Согласные изменить свою стратегию в работе
2. Категорически не согласны
3. Согласные, если им объяснить что это и для чего (вдумчивые)
После чего попытались проанализировать и заполнить табличку « Возможности и затруднения» (фото)
После этого мы определяли ту стадию на которой каждый из находиться, что бы полноценно осуществить переход на ФГТ (ФГОС) для этого мы провели семинар по стилям общения с детьми, организации пед процесса на основании партнерских отношений. На основании самодиагностики определили свои компетенции. С помощью простого графика нарисовали свое место в этой цепочке (фото)
Анализируя ситуацию в ДОУ с помощью сравнительной таблицы ФГТ и ФГОС уже в этом году мы пытаемся ответить на вопрос «Что мы можем, и будем делать»
Больше всего споров появилось на этапе постановке проблемы, то есть ответить на вопрос «Как это сделать» причем отвечали на этот вопрос все подгруппы. Отрицающие постоянно возвращались к моменту постановки проблемы. Но общими усилиями мы пришли к выводу - для успешной реализации принципов ФГТ нам необходимо:
1. Пересмотреть свое отношение к детям, увидеть в каждом свою изюминку, решить как это можно использовать , чтобы реализовать в конечном итоге программу.
2. пересмотреть подход к организации образовательной деятельности, предметной среде групп;
3. организовать взаимоучастие педагогов по ИЗО и физкультуре в общем образовательном процессе;
4. разработать новую модель планирования, реализующую комплексно – тематический принцип удовлетворяющую требованиям ФГТ.
5. Разработать систему реализации художественно – эстетического направления работы ДОУ
6. Разработать методические рекомендации по всем возрастам, по части программы реализуемой участниками образовательного процесса
На этапе поиска и выработки путей решения данной проблемы мы определили, что нам просто необходима творческая , готовая к переменам команда, которая не только реализовывала бы переход на ФГТ, работая в пилотном режиме но и могла грамотно проконсультировать остальных. Так появилась группа наставничества.
Мы изучали материалы выложенные в интернет, организовывали открытые показы, мастер – классы.
Огромные трудности вызвал шаг «Поиски ресурса» особенно у подгруппы педагогов, отрицающих. Так как им пришлось пересилить себя, что бы посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, конструктивно, что означало отойти от нигелизматических, консервативных, пессимистических взглядов. С интернетом определились сразу, а вот с литературой нет. В конце у нас был составлен список интернет ресурсов по ФГТ. (прилагается)
С помощью заполненной ранее таблички «Возможности и затруднения» мы переводили затруднения в разряд возможностей, проговаривая то над чем нам надо поработать, что изменить в себе, что изменить в планировании. Анализировали свои ошибки и достижения. Параллельно работали над психологической стороной проблемы внедрения новшеств. Об этом в дальнейшем подробнее вам расскажет наш педагог – психолог.
Совместными усилиями мы смогли описать возможные изменения, которые мы достигнем, если реализуем ФГТ, То есть:
1. Улучшатся, систематизируются представления детей об окружающем мире
2. Внедрение ФГТ позволит снять умственное напряжение детей
3. Ребенок будет психологически готов к школе, нравственно и коммуникативно развитый
4. Ребенок сможет активно и творчески решать возникающие перед ним задачи
5. У ребенка будет преобладать позитивный настрой к деятельности, конструктивное видение проблем
6. Родители станут активными участниками воспитательно – образовательного процесса, выступающие с в роли инициаторов оптимизации воспитательно – образовательного процесса, ясно представляющие труд воспитателя и адекватно оценивающие эти усилия.
Работая, таким образом, над основной проблемой, мы параллельно работали над смысловым содержанием образовательных областей. С комплексно – тематическим подходом мы определились уже давно.
Каждая образовательная область была отработана на основе метода трех вопросов, затем самостоятельно работая педагоги отвечали на недостающие вопросы, Собираясь, мы обсуждали все, что у нас получилось, и как можно улучшить нашу работу. Очень удобно, оказалось, сочетать проектный метод и комплексно тематический подход. Не возникало большой проблемы с отражением в планах. Не надо было изыскивать свободное время. В итоге в планах появилась строка «Работа по проекту». Поэтому работать по комплексно –тематическому подходу мы планируем и в дальнейшем.
Конечно большую помощь в работе по внедрению федеральных государственных требований оказала школа высшего пед мастерства, по сути группа наставников. Их усилиями и многочисленными апробациями мы отработали тот вид оперативного плана , который вы в итоге видите на слайде. Конечно мы испытывали определенные трудности, такие , как :
1. Как рассчитать те 20% , которые мы должны разработать сами, ( по расчетам получилось это 2 часа в день, либо в ССД, либо занятий, если занятия, то это 14 занятий в год по одной образовательной области)
2. Не могли понять и принять необходимость в указания образовательных областей в плане ,
3. Не представляли структуру занятия (непосредственно – образовательной деятельности)
4. Не представляли, как планировать обучающие задачи.